На главную
(3812)
27-88-68

История паркета

С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево – наиболее доступный и легкий в обработке материал. Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки.
Художественный натуральный паркет
Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев.

При этом длина досок могла достигать 2–2,5 метров, а толщина превышала 20–30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. История паркета в Украине начинается в XVI веке, когда широко распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название «в елочку». Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода - мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок.

Разноцветный рисунок паркетного пола
Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми. А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства.

Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция – Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло. Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово «паркет» произошло от французского «parquet».

Паркетный пол в дворце
В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета. Для изготовления паркетов в новых дворцах император перевез в Петербург мастеров художественной резьбы Оружейной палаты. И с началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века,в Российской Империи доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета – кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в нашей архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии.

Паркет в большом зале
Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Киев привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое – палисандр, розовое – амарант, желтое и красное – сандаловое дерево, атласное – карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.

С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения. До середины ХIХ века процесс производства и укладки паркетных полов предполагал исключительно ручные технологии.

Паркетный пол в зале для бальных танцев

C развитием технологий машинной обработки древесины началась эра массового промышленного производства паркета. И если в конце XIX века в Российской Империи насчитывалось чуть более десятка фабрик, выпускающих паркет, в том числе и две Украинские, то по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 г. паркет изготовляло уже 85 предприятий. Фабрики производили простые паркетные планки из различных пород древесины. В интерьерах жилых и общественных зданий начали преобладать однотонные полы различных видов укладки, причем наиболее широкое распространение получили укладки, не требующие дополнительных распилов планки – «палуба» и «елочка». С конца XX века изысканное искусство создания художественных паркетов переживает второе рождение. Причем современные паркетчики-профессионалы не только продолжают великие традиции старых мастеров и создают классические художественные паркеты по старинным образцам, но и развивают новые технологии особо точной обработки древесины, реализуют самые невероятные идеи по воплощению модных стилистических направлений, разрабатывают современные методы укладки паркетных полов.
Похожие статьи