Эволюция художественных приемов или традиции художественной подсветки

Эволюция художественных приемов или традиции художественной подсветки

С появлением современных светотехнических устройств возникла проблема гармоничного освещения. Раньше, освещение было лишь для функциональных целей — уличные фонари и подсветка подъездов. Но в наше время, уличное освещение стало разнообразным и интересным. В 70-е годы XIX века на окраинах города горели масляные фонари, а затем города освещались керосином и газом.

XIX Первые электрические фонари зажглись в Петербурге в конце позапрошлого века.

Что касается художественной подсветки фасадов, то ее принес ветер перемен в начале девяностых годов ХХ в., когда на нашем рынке появились первые продавцы иностранной светотехнической продукции. Кстати, в советское время мы также могли наблюдать некий прообраз художественной подсветки, когда наиболее значимые архитектурные памятники, а также изваяния вождя мирового пролетариата освещались мощными прожекторами.

С развитием светотехнического оборудования и уменьшением его размеров стало возможно размещать приборы непосредственно на фасаде здания. С тех пор свет озарил здания Петербурга, а между тем не прошло и двухсот лет, как Михаил Васильевич Ломоносов описал петербургскую ночь такими строчками: «Открылась бездна, звезд полна…».

С появлением качественной техники уже ничто не могло сдержать творческий порыв дизайнеров и архитекторов. Пока нельзя сказать, что художественная подсветка Санкт-Петербурга имеет какие-то концептуальные рамки, скорее речь идет о ярких точках на плане города.

Как один из примеров можно привести решения художественной подсветки Спаса-на-Крови и корпуса Бенуа, расположенные на набережной канала Грибоедова. Церковь Воскресения (Спас-на-Крови), прекрасный образец церковного зодчества Московской Руси, был возведен в 1883–1907 гг. архитектором А. А. Парландом. Особенности стиля диктуют богатый декор фасадов, многообразие форм.

Собор освещен мягким холодным светом мощных металогалогенных прожекторов, но поскольку источники света на крыше соседнего здания и на опорах вокруг собора, определить, откуда исходит свет, невозможно. Он естественно возникает из рельефа фасада, подчеркивая величие храма целиком и каждую архитектурную деталь в отдельности. Дальний и ближний планы собора выглядят практически одинаково.

С ним контрастирует освещение корпуса Бенуа. Слишком яркий свет излишне подчеркивает желтизну стен и параллели классической колоннады, создает яркое световое пятно. Переизбыток света разрывает общее единство перспективы набережной канала. Таких стилистических ошибок можно избежать, если при разработке концепции художественной подсветки каждого конкретного здания согласовывать ее с уже существующими решениями.

Другое дело, когда невозможно достичь желаемого результата по техническим или экономическим причинам. Видимо, именно этим объясняется не очень удачное решение освещения верхнего этажа Отеля Radisson SAS на Невском проспекте. В целом, проект подсветки очень гармоничный – неяркий желтый цвет сочетается с бежевым оттенком стен. Узконаправленные источники света расположены в межоконных пространствах и практически незаметны. Незначительный недостаток – освещение кариатид. Сама скульптура оказалась не охвачена светом, освещены только нижняя часть фигуры, поскольку угол, который образуют полусогнутые колени скульптуры, не дает возможности распределить свет равномерно.

Решение захватить световым лучом скульптуры на фасаде полностью привело бы к тому, что источники света были бы значительно удалены от плоскости фасада, а это очень испортит восприятие его днем. Возможно, необходимо размещать больше источников света, но здесь следует учитывать последствия технической эксплуатации (затрудняется доступ к приборам и замена ламп). Крупногабаритные приборы, разумеется, тоже не украшают фасад, особенно небольшого здания. Тем не менее, сегодня примеров использования малогабаритных приборов немного.

Приведенные выше примеры наглядно демонстрируют, что при создании проекта художественной подсветки необходимо согласовывать архитектуру фасада и окружающий ландшафт. В этом плане показательно сравнение освещения Зимнего дворца и Никольского собора.

Первый проект принадлежит французским дизайнерам, второй – итальянским. Оба здания эпохи елизаветинского барокко являются доминантами – Никольский собор замыкает перспективу ул. Глинки, Зимний дворец – центральное здание ансамбля Дворцовой площади. На фасаде Зимнего дворца, огромное количество источников света. Причем, в отличие от стандартного подхода, когда освещаются межоконные пространства, здесь часть приборов размещена по центру оконных проемов, за декоративными решетками. Также освещены пучки пилястр и скульптуры на козырьке.

Похожий подход был использован в освещении Никольского собора, но, если сравнить французское решение с итальянским, последнее, конечно, выглядит значительно профессиональнее. И дело не в интенсивности освещения или качестве исполнения работы, хотя определить источники света на фасаде собора практически невозможно, а в том, что итальянское решение абсолютно целостно и гармонично, нет такой фрагментарности и раздробленности световых акцентов, как в Зимнем дворце.

Купола собора освещаются с восьми вышек, на которых расположены по пять светильников: три рассевающих свет (типа «flood») и по два узконаправленных (типа «spot»), также галогенные и металогалогенные источники света расположены в межоконных пространствах. Колокольня собора освещена с четырех опор на которых расположены по два узконаправленных светильника. В тоже время характер художественного решения дворца может являться смысловым продолжением того ассоциативного ряда, который диктует время его постройки: барочная пышность, мишура и беспорядочность самой эпохи веселой царицы Елизаветы.

На другом берегу Невы, напротив Зимнего дворца, расположена Петропавловская крепость, освещение которой является на сегодняшний день прекрасным примером сочетания архитектуры, функционального назначения сооружения и художественной подсветки. Стены по всему периметру окаймлены полосой неяркого желтоватого цвета, который дают источники света, расположенные под козырьком. Приглушенный рассеянный свет подчеркивает монументальность постройки. Собор освещается мощными прожекторами с земли. Это решение самое «древнее», существующее со времен появление электрических ламп. Можно сказать, что оно дает надежный результат. Дальний план здания получается самым мягким, и смотрится безупречно.

Из вышесказанного следует, что при проектировании художественной подсветки необходимо также учитывать положение и расстояние, с которого здание будут осматривать. Самое главное, чтобы было что осматривать, поскольку свет радует людей, а декоративная подсветка создает настроение и городу, и жителям, и туристам.


Похожие статьи